admin@realretro.ru
+7(931) 506 0077 - г.Череповец
+7(921) 533 0226 - г.Вологда
с 10 до 19 без выходных

1863

Начало летописи Запорожского автомобильного завода. Предприятие выросло из четырех небольших заводов немецкого колониста Я. Коопа, специализировавшихся на выпуске сельскохозяйственных машин и оборудования.

1921

Завод, восстановленный после революции и гражданской войны, возобновил работу под названием "Коммунар", через три года выпускал сельхозмашины 24 наименований.

1929

Изготовлен первый отечественный зерноуборочный комбайн. За 1930-41, 1947-52 г.г. всего было выпущено 129 724 комбайна. До 1959 года завод занимался выпуском сельскохозяйственной техники.

1959

Начало легкового автомобилестроения в Украине.

18 июня 1959 года

вышел опытный образец автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец", через год начался его серийный выпуск.

1976

С конвейера сошел миллионный автомобиль, им был ЗАЗ-968А.

1979

Началось серийное производство автомобилей ЗАЗ-968М, через три года с конвейера сходило ежедневно более 600 автомобилей.

1982

Выпущен двухмиллионный автомобиль.

1988

Начался серийный выпуск переднеприводного автомобиля "Таврия".

1989

С конвейера завода сошел трехмиллионный автомобиль.

1993

Предприятие отметило 130 лет со дня основания.

30 июня1994 года

коллектив завода в торжественной обстановке простился с выпуском автомобиля ЗАЗ-968М, перейдя полностью на выпуск автомобилей "Таврия".

15 апреля 1998

состоялась регистрация совместного украинско-корейского предприятия ЗАО "АвтоЗАЗ-Дэу".

1998

Возобновлен выпуск модернизированного автомобиля "Таврия-Нова" и сборка автомобилей "Ланос", "Нубира", "Леганза".

1999

Начался серийный выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 "Славута".

Ноябрь 2001 года

начато производство автомобиля "Сенс", оснащенного двигателем с системой распределенного впрыска топлива (СРВТ), объемом 1,3 л. производства МеМЗ.

Июнь 2002 года

начало крупноузловой сборки автомобилей "Мерседес" Е и МL классов.

2002

Начало производства автомобиля "Славута", оснащенного СРВТ, соответствующего требованиям по токсичности Евро-2.

4 января 2003 года

состоялась перерегистрация предприятия в Закрытое акционерное общество с иностранной инвестицией "Запорожский автомобилестроительный завод" (ЗАО "ЗАЗ").

Январь 2003 года

начало крупноузловой сборки автомобилей "Опель": "Астра", "Вектра", Корса".

Декабрь 2003 года

начало полномасштабного производства автомобилей ВАЗ.

Январь 2004 года

начало полномасштабного производства автомобилей "Пикап" и "Сенс" с газобалонным оборудованием.

Февраль 2004 года

начало полномасштабного производства автомобилей "Опель Астра".

Декабрь 2004 года

начало полномасштабного производства автомобилей "Ланос (Т-150)".

История автомобильной марки ZAZ (ЗАЗ)

ЗАЗ-965

Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) вырос из предприятия по производству сельскохозяйственных машин. В 1960 году он перешел на изготовление микролитражных автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец", конструкция которых была разработана на московском автозаводе МЗМА. Несмотря на то, что в НАМИ уже существовали перспективные микролитражные автомобили, в основу первого "Запорожца" легли конструктивные особенности и форма итальянского ФИАТа-600 (FIAT). 3A3-965 имел несущий двухдверный 4-местный кузов, задний V-образный двигатель воздушного охлаждения, независимую подвеску всех колес, отлитые из магниевого сплава картеры двигателя и коробки передач.

Восемь с лишним лет продолжался выпуск ЗАЗ-965, но уже в 1961 году были изготовлены опытные образцы ЗАЗ-966, спроектированные собственными силами (главный конструктор В.П. Стешенко). Последующие модели представляли собой их эволюцию: ЗАЗ-966 (1969-1971 гг.), ЗАЗ-966В (1966-1972 гг.), ЗАЗ-968 (1971-1975 гг.), ЗАЗ-968А (1974-1980 гг.) и ЗАЗ-968М (1979-1994гг.).

Все они - заднемоторные с V-образным 4-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, Подвеска передних колес - торсионная с дополнительными пружинами, задних - пружинная. Модели имели максимально унифицированные кузова. Особенности автомобилей: автономный отопитель салона, бездисковые колеса, расположенные в передней части автомобиля бензобак и багажник. На базе всех серийных "запорожцев" выпускались модификации с ручным управлением. Их доля в общем объеме производства была довольно велика - от 25 до 30%. Машины предлагались в нескольких вариантах для инвалидов с дисфункцией одной ноги, обеих ног или одной ноги и одной руки.

Заднемоторное семейство устаревшей концепции еще с начала 70-х годов остро нуждалось в замене. Под руководством В.П. Стешен-ко в 1973 году были спроектированы первые образцы переднеприводного ЗАЗ-1102 "Таврия". Лишь через 15 лет удалось освоить его серийный выпуск. Это вполне современный малолитражный легковой автомобиль, не унифицированный со своими предшественниками. Машина получила новый силовой агрегат жидкостного охлаждения, смонтированный поперечно в передней части кузова. Пятиступенчатая коробка передач обеспечивает хорошие тяговые качества и топливную экономичность. Кузов -3-дверный хэтчбек. Картину дополняют дисковые тормоза передних колес, боковые гнутые стекла, механизм для бесступенчатого регулирования наклона спинок передних сидений, реечный рулевой механизм.

В СССР автомобиль «Запорожец» пользовался популярностью в значительной степени за счёт относительной дешевизны (около 3-3,5 тысяч советских рублей) и наличия целого ряда модификаций с измененными для инвалидов механизмами управления. Такие версии именовались в народе «инвалидками» и распространялись (иногда с частичной или полной оплатой) через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий. Кроме того, «Запорожцы» отличались хорошей проходимостью за счёт большого дорожного просвета, гладкого, ровного днища и повышенной нагрузки на ведущую ось.

Автомобили «Запорожец» отличали несколько характерных особенностей конструкции: заднемоторная компоновка с продольным расположением двигателя и коробки передач за задней осью, двухдверный кузов типа седан (тудор), V-образный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением. Все варианты «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским вездеходом ТПК (ЛуАЗ-967), серийный выпуск которого был налажен за четыре года до выпуска первого «Запорожца».

К настоящему времени производство машин ЗАЗ-968М прекращено. Базовая ЗАЗ-1102 "Таврия" выпускается в нескольких модификациях, в том числе и с ручным управлением. Пик производства, достигнутый в 1987 году, - 167 тысяч машин. В ближайшее время планируется начать выпуск 4-дверного седана ЗАЗ-1103 и 5-дверного хэтчбека ЗАЗ-1105. Также ведется подготовка к "отверточной" сборке легковых автомобилей корейской фирмы "Дэу" (Daewoo).

ЗАЗ-966В (1967-1972)

ЗАЗ-966 ЗАЗ-966 Опытные образцы этого автомобиля были созданы практически после пуска завода (в 1961-1964 г.г.). Собственно, это были первые собственные разработки завода.

Опытный автомобиль ЗАЗ-969 (1967г.)

ЗАЗ-969Проектирование легкового автомобиля повышенной проходимости с использованием узлов ЗАЗ-965 началось практически с самого начала работы завода. Автомобиль имел полный привод, двигатель расположен спереди. Первоначально он проектировался как транспортное средство для эвакуации раненых с поля боя, но для такой задачи в конечном итоге была создана иная компоновка (в дальнейшем получила наименование ЛуАЗ-967), а один из опытных вариантов ЗАЗ-969 в дальнейшем был принят для использования в народном хозяйстве. В несколько измененном виде этот автомобиль было освоен на Луцком автомобильном заводе под названием ЛуАЗ-969.

Опытный фургон ЗАЗ-970,

ЗАЗ-970

созданный с использованием узлов модели 968. Автомобиль ЗАЗ-970 "Запорожец" - трехдверный фургон с задним ведущим мостом. Автомобиль был предназначен для внутригородских перевозок. По-видимому, ЗАЗ-970 серийно не производился, и информации по нему крайне мало.

Серийный автомобиль ЗАЗ-1102 "Таврия" (1987-по н.в.)

ЗАЗ-1102

Автомобиль был готов к выпуску уже в конце 1978 года, но по ряду причин производство было отложено почти на десять лет. На базе базового автомобиля ЗАЗ-1102 был создан ряд модификаций, о которых речь пойдет на соответствующих страницах раздела. В разные годы выпускались автомобили с разными вариантами оформления передка.

Серийный автомобиль ЗАЗ-11024 "Таврия".

ЗАЗ-11024

Грузопассажирская модификация базовой модели 1102, грузоподъемностью 200 кг (с пятью пассажирами). Для увеличения полезного объема было найдено интересное решение - вместо задней двери установили крышку с кофигурацией, увеличивающей объем багажника. Снаряженная масса автомобиля возросла на 33кг по сравнению с базовым хэтчбеком. Пассажирский складной задний диван был сохранен.