admin@realretro.ru
+7(931) 506 0077 - г.Череповец
+7(921) 533 0226 - г.Вологда
с 10 до 19 без выходных

Заводские варианты двухцветной раскраски ГАЗ-21.

Публикуется с любезного разрешения Ивана Падерина. Рисунок отсканирован из книги "21".

Для придания машине особого шика могла быть использованы четыре схемы членения поверхностей и дюжина комбинаций цветов. На разных машинах цвета могли отличаться оттенками, поэтому в реальности комбинаций выходило гораздо больше. Такие же принципы распространялись на ГАЗ-22.

Комментарий автора книги "21" Ивана Падерина:

«К сожалению, цвета, передаваемые полиграфией и мониторами, могут не совпадать с эталонными. Эталоны цветов надежнее сверять с цветами красок аутентичных машин. За 14 лет производства ГАЗ-21 для их окраски применялись свыше 160 артикулов цветов. Технология получения цветовых композиций на химических фабриках Советского Союза была столь несовершенна, что оставляла на выходе большой разброс палитры красок с значительными погрешностями от номинала. Чтобы не считать такие композиции браком, их также приходилось "гостировать". Отсюда и большое количество артикулов. Так что само понятие цвета кузова применительно к ГАЗ-21 - весьма условно.»

__________________________________


Модификации "Волги" ГАЗ-21:

ГАЗ-21А / ГАЗ-21Т "Волга"

Серийный автомобиль-такси ГАЗ-М21А (1958-1962), ГАЗ-М21Т (1962-1965), ГАЗ-21ТС (1965-1970).
ГАЗ-М21А являлся модификацией М21В и М21И для службы такси. Примечательно, что несмотря на различия в базовых моделях, индекс такси в этом случае оставался неизменным. Машины отличались от базовых моделей только отсутствием оленя на капоте, а на такси второй серии решетка радиатора могла окрашиваться в цвет кузова.

ГАЗ-М21Т выпускался на базе ГАЗ-М21Л, а ГАЗ-М21ТС - на базе ГАЗ-21Р. Эти модификации такси уже заметно отличались от базовых моделей: вместо радиоприемника устанавливался счетчик, ставился опознавательный зеленый фонарь, передние сиденья устанавливались раздельные (все сиденья в салоне обивались кожезаменителем), при этом переднее правое сиденье было складным и могло в разложенном состоянии образовывать горизонтальную площадку для перевозки дополнительного груза, ну а накапотная фигурка оленя не устанавливалась еще со времен ГАЗ-21А второй серии. ГАЗ-21Т и ГАЗ-21ТС окрашивались в те же цвета, что и обычные "Волги", в потоке их отличить можно было только по "шашечкам".

Следует отместить, что во многие таксопарки страны поступали обычные "Волги", не имеющих перечисленных выше "таксистских" отличий. Необходимые отличительные надписи на бортах кузова в этих случая наносились непосредственно таксопарком. Помимо этого, в некоторых городах (даже в некоторых таксопарках!) автомобили такси окрашивались особым образом для зрительного их выделения в потоке машин - крыша красилась в цвет, отличный от остального кузова. Зачастую это был красный цвет - такие машины получили прозвище "красная шапочка". Существуют фотографии с машинами, у которых крыши выкрашены в желтый цвет.

ГАЗ-21В "Волга"

Легковой автомобиль ГАЗ-21В "Волга" (1956 - конец 1958 или начало 1959 года).
Более правильное наименование этого автомобиля ГАЗ-М21В, буква "М" из индекса модели пропало только в 1964 году. "Народное" название этого автомобиля - "Волга со звездой", которое пошло от типа решетки радиатора.
Бытует мнение, что "Волга" ГАЗ-21В была в точности скопирована с автомобиля Ford Mainline образца 1952 года. Более того, по воспоминаниям очевидцев, даже рабочие и инженерно-технические работники ГАЗа тех лет считали так. И все же правильнее было бы говорить, что 21-ая была сконструирована с учетом общих тенденций, царящих в автомобилестроении тех лет, без прямого копирования зарубежных образцов.

Помимо базовой М21В также выпускалась модификация такси М21А, также была выпущена ограниченная партия М21В с автоматической трансмиссией (всего выпущено около 700 штук).
Несмотря на указанные сроки производства, при начале производства новой модификации (в дальнейшем - модели М21И и 21Л) каждый раз выпускалось значительное количество так называемых "переходных" моделей. Например, в конце 1958-го выпускались "Волги" с индексом 21В, но с новым передним бампером, решеткой радиатора с вертикальными отверстиями и т.п.

ГАЗ-21И "Волга"

Легковой автомобиль ГАЗ-21И "Волга" (конец 1958 года - 1962 год).
Народ прозвал эту модификацию "Волги" "акульей пастью" из-за решетки радиатора, которая внешне напоминала ее.
Помимо базовой М21И также выпускались модификация такси М21А и экспортный вариант М21К. Экспортные модификации отличались от базовых хромированными окантовками лобового и заднего стекол, поясными накладками, накладками передних и задних крыльев. На экспортные машины также устанавливались форсированные двигатели.

Также следует упомянуть об еще одном интересном варианте М21И - версии туринского кузовного ателье Ghia. Эта модель создавалась как экспортный вариант продукции ГАЗа. Достоверно неизвестно, было ли сделано таких машин более одной - во всяком случае существуют фотографии аналогичной модели в двухцветной окраске, но не исключен перекрас одной и той же машины для разных показов. Известно лишь, что автомобиль остался в Италии и дальнейшие его следы в настоящее время считаются утерянными.

ГАЗ-21Л "Волга"

Легковой автомобиль ГАЗ-М21Л "Волга" (1962-1965) и ГАЗ-21Р (1965-1970).
Эта модель "Волги" имела прозвище "китовый ус" благодаря решетке радиатора с большим количеством мелких отверстий. По сравнению с предыдущими моделями, на 21Л исчезли клыки на бамперах, накапотная фигурка оленя (или капли), изменились задние фонари и фонарь освещения номерного знака.

На базе модели М21Л производились следующие модификации: М21Т (такси), М21М (экспортный), М22 (с кузовом универсал).
Переход от модели 21Л к модели 21Р мог сопровождаться не только конструктивными изменениями, но и некоторым рестайлингом внешности автомобиля. Эскизный проект-предложение модернизации внешних форм был подготовлен в 1965 году в НАМИ Э.Р.Молчановым. Наиболее заметные изменения касались передней части - предполагалась решетка радиатора в виде трех горизонтальных декоративных брусьев, два нижних из них при этом должны были заходить на боковины кузова и между ними располагались Г-образные указатели поворотов. На боковой проекции хорошо виден хромированный молдинг, придававший автомобилю дополнительную стремительность. По разным причинам внешность автомобиля в конечном итоге осталась неизменной.

На базе модели 21Р выпускались следующие модификации: 21УС (с улучшенной отделкой), 21ТС (такси), 21С (экспортный), 21СЮ (южный экспортный), 21Н (экспортный с правым управлением), 21НЮ (южный экспортный с правым управлением), 22В (с кузовом универсал).
Экспортные модификации традиционно отличались от стандартных моделей хромированными окантовками лобового и заднего стекол, поясными накладками, накладками передних и задних крыльев. На экспортные машины также устанавливались форсированные двигатели, а на некоторые, силами европейских дилеров, и дизельные моторы.
Нередки были случаи использования 21-ых "Волг" в полицейских службах соседних государств: Финляндии, Венгрии,Чехословакии, ГДР, ну а в СССР "Волга" и вовсе составляла основу милицейского автопарка.

ГАЗ-21Н "Волга"

Легковой автомобиль ГАЗ-М21Н "Волга".
Модификация М21Н с правосторонним расположением рулевого управления существовала в двух вариантах - непосредственно 21Н и 21НЮ. Последний предназначен для экспорта в страны с теплым климатом. Внешне автомобили принадлежали к семейству 21Р. По некоторым сведениям, всего было изготовлено около 100 экземпляров исключительно для экспорта, значительная часть этой партии отправлена в Индонезию, 15 автомобилей - в Великобританию.

ГАЗ-22 "Волга"

Серийный грузопассажирский автомобиль ГАЗ-М22 "Волга" (1962-1965), ГАЗ-22В (1965-1970).
Одновременно с началом выпуска "третьей серии" "Волг" было начато серийное производство легкового автомобиля с кузовом типа "универсал" М22 на базе легкового М21Л. В дальнейшем выпускалась модель 22В на базе легковой 21Р. Внешних отличий модели М22 и 22В не имели.
Первые опытные образцы универсалов появились еще на базе М21И - фото1. Были даже подготовлены рекламные проспекты для зарубежных рынков, но по разным причинам в серию автомобиль был запущен несколько позже уже с передком от М21Л.

На базе М22 выпускалась модификация М-22Б (скорая помощь). На базе 22В серийно выпускались следующие модификации: 22Д (скорая помощь), 22Г (экспортный универсал), 22ГЮ (экспортный универсал южный), 22Н (универсал экспортный с правым управлением), 22НЮ (универсал южный экспортный с правым управлением), 22Е (скорая помощь экспортный), 22ЕЮ (скорая помощь экспортный южный), 22НЕ (скорая помощь экспортная с правым рулем). Экспортные модификации "универсала" отличалась от базовой модели набором декоративных хромированных элементов аналогично модели М21Н. Также на них возможна была установка двигателей мощностью 80 или 85 л.с.

Также была сделана попытка заводом приспособить кузов М22 на полноприводное шасси с использованием элементов подвески от ГАЗ-69. В серию машина не пошла.

ГАЗ-23 "Волга"

Легковой автомобиль ГАЗ-23 "Волга".
Сделано таких автомобилей было не так уж много - около 600 штук. Все они предназначались для нужд КГБ. Первый мотор, поставленный на "Волгу", был дефорсированный до 160 л.с. двигатель от "Чайки" ГАЗ-13. Впоследствии на ГАЗ-23 стали ставить стандартный "чайковский" двигатель мощностью 195 л.с. Коробка передач также использовалась автоматическая от "Чайки".
Часть ГАЗ-23 была отправлена на экспорт в адрес аналогичных спецслужб социалистических стран.
Также в литературе можно встретить упоминания о модификации ГАЗ-23А с механической КПП.

История ГАЗ-21.

"Как у Юрия Деточкина..." Этого достаточно, чтобы понять, что речь идет об "автомобиле-танке", "автомобиле - большом-диване", символе целой эпохи. Ведь герой "Берегись автомобиля" воровал 21-е "Волги". Этот старый добрый автомобиль, автомобиль времен шпионских страстей и запретного рок-н-ролла, давно стал у нас в стране такой же легендой, как и "Победа". Этот автомобиль пришел на смену широко известной "Победе". "Волга" ГАЗ-21 была создана группой ведущих специалистов Горьковского автозавода: Н.И. Борисовым, А.М. Невзоровым, В.С. Соловьевым, Г.В. Эвартом, П.К. Лапшиным, М.С. Мокеевым и другими. Разработка дизайна проводилась под руководством Л.М. Еремеева.

1953 год

К созданию "Волги" приступили в ноябре 1953 года, когда ведущий конструктор проекта Александр Михайлович Невзоров нанес на ватман первую линию. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев. А уже в 1954-м году начали строительство опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя не ахти как и в серийное производство не пошел). Для нового автомобиля были разработаны две коробки передач - автоматическая и механическая. Обе были трехступенчатыми. Главная передача сначала была не гипоидной, как на моделях, выпущенных после 1957-го года, а конусной. У автомобиля была независимая передняя подвеска с рычажными гидравлическими амортизаторами. Задняя, обычное дело, независимая на продольных полуэллиптических рессорах... Шины 6,70-15. С капота автомобиля взмывал хромированный олень. От него по центру капота к лобовому стеклу шел широкий молдинг. Облицовка радиатора с 10 вертикальными отверстиями. Задние фонари включали в себя габаритные огни, тормозные и указатели поворота - три в одном красном рассеивателе и фонарь заднего хода в стальном хромированном окладе. "Волги" стали оснащать трехдиапазонным радиоприемником в качестве стандартного оборудования. Исключение составляли модификации такси - "21А" (позже "21Т"). На такси вместо цельного переднего дивана ставили два раздельных кресла. Не было в этих модификациях и прикуривателя. Большие круглые часы с надписью в пол-окружности "Сделано в СССР" устанавливались на все версии автомобиля.

1955 год

3 мая начались государственные испытания трех образцов "Волги" - двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва - Крым и обратно. Журнал "Огонек" в июле писал: "В нескольких десятках километров от Симферополя, на территории совхоза "Путь к коммунизму", в густой чаще кустарников лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. "Волга" должна пройти там, где проходила "Победа", и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости".

Автомобили были оснащены централизованной системой смазки (ЦСС). При нажатии на специальную педаль жидкое масло поступало из бачка по маслопроводам к 19-ти точкам смазки передней подвески и в шарниры рулевых тяг. В сельской местности при движении по колее маслопроводы деформировались и часто обрывались. А в городах, на стоянках, "Волги" оставляли в подарок коммунальщикам масляные лужицы - неизбежные последствия прокачки ЦСС. От использования системы отказались в 1959 году в пользу традиционных резиновых втулок и пресс-масленок. 10-го октября 1956-го года были выпущены первые три производственных образца "ГАЗ-21". На них был установлен расточенный до 2,432 л победовский нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот автомобиль известен как "21Б".

1957 год

Дети разных народов собрались в Москве на фестиваль. К этому событию была приурочена постановка "ГАЗ-21" на конвейер. Производство ее предшественницы "Победы" продолжалось еще год. На "Волге" первого выпуска облицовка передка была в том же стиле, что и на "Победе" последней серии (1955-1958) - три горизонтальных хромированных бруса. Верхний брус был проложен по капоту, а нижний замыкался по краям указателями поворотов. Композицию венчала пятиконечная звезда. Автолюбитель, особо не различавший модификаций, так и говорил: "Волга" со звездой". Появление этой облицовки на машинах первой серии - отдельная история. На обязательном показе опытных автомобилей в Кремле оформление передка не понравилось Г.К.Жукову. На завод из Москвы была дана срочная директива: переделать. Переделали. Звезда маршалу не могла не прийтись по душе. В 1958-м году, когда полководец попал в опалу, пришла новая директива - переделать. К тому времени было выпущено около 31 тысячи "Волг" со звездой".

Собственный двигатель автомобиль получил только в 1957 году. Это был верхнеклапанный мотор. Привод распредвала осуществлялся косозубыми текстолитовыми шестернями. Блок цилиндров и головку отливали из алюминиевого сплава. Рубашка охлаждения была с "мокрыми" гильзами. У двигателей современных "Волг" рабочий объем остался таким же, как и у первого, - 2,445 л... На "ГАЗ-21" и "ГАЗ-21А" он выдавал 70 л. с. при 4000 об./мин. и максимальный крутящий момент 17 кгс при 2200 об./мин. На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно применена автоматическая трансмиссия. Она представляла собой "спарку" гидротрансформатора и планетарной 3-ступенчатой коробки. Однако в стране была напряженка с качественными маслами и высококвалифицированным сервисом. Мытарства 700 владельцев машин с автоматами привели к тому, что с 1958-го года на "Волги" стали устанавливать только механическую 3-скоростную коробку. А 4 октября СССР стал первой в мире космической державой.

1958 год

В русском языке появился новый демографический термин - "дети фестиваля". А в жаргоне автолюбителей - понятие, никак не относящееся к ихтиологии: "акулья пасть". Так стали называть новую облицовку радиатора "Волги" с 16 вертикальными отверстиями. Были изменены также передние указатели поворотов и бамперы.

В том же году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при". Учитывая, что подобные выставки собирали весь цвет мировой индустрии, а конкурса "Автомобиль года" еще не выдумали, то лучшими автомобилями 1958-го года, по крайней мере в Европе, можно считать "ГАЗ-21" и "ГАЗ-13". В Бельгии "Волгу" окрестили "танком на колесах". В Финляндии и Норвегии - "танком во фраке". В Англии, где было продано 15 автомобилей (модификация с правым рулем "21П"), о "Волге" говорили как о "рабочей лошади". (Для экспорта в страны с левосторонним движением было выпущено около 100 машин, значительная часть которых ушла в Индонезию). Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая. Особенно довольны были "Волгой" греческие таксисты. Некоторое замешательство греков по поводу повышенного эксплуатационного расхода топлива Невзоров, специально выписанный из Горького, объяснил манерой езды по Афинам, городу, в котором было все, кроме светофоров.

Долговечность кузова "Волги" определялась его антикоррозионной защитой, а не количеством железа, как это часто приходится слышать. Толщина листа днища и крыши составляла всего 1,1 мм, а деталей оперения и того меньше - 0,9 мм. Но "черный" кузов помимо промывки и травления подвергался фосфатизации, а затем грунтовался методом погружения. После сушки кузов "окунали" во второй раз и повторно сушили. Загрунтованные поверхности вручную выравнивали. На днище с обеих сторон напыляли противошумную мастику, которая, по сути, является дополнительным слоем защиты. Особо тщательно промазывали ею швы и колесные ниши. Только после этого кузов окрашивали синтетической эмалью.

1959 год

На ГАЗе смена флагмана. Выпуск лимузина "ГАЗ-12" "ЗиМ" прекращен. "ЗиМ" собирали 10 лет. Несмотря на свою помпезность, он был весьма демократичной машиной - использовался не только "при дворе", но и в качестве "кареты скорой помощи" и такси. Кроме того, гражданин мог приобрести "ЗиМ" за 40 тысяч рублей. Сменившая его "Чайка" ("ГАЗ-13") поставлялась только в спецгаражи, загсы крупных городов и для "Интуриста". На продажу "Чайки" частным владельцам было наложено табу. "Чайку" оснащали автоматической коробкой передач, принципиальная схема которой была опробована на "Волгах" первого выпуска. Тремя годами позже, в 1962-м году, 160-сильный V8 "Чайки", коробку-автомат и гидроусилитель руля установят на секретную модификацию "Волги" - "ГАЗ-23". Эта машина не будет значиться ни в одном популярном каталоге - эксклюзивным заказчиком "ГАЗ-23" был КГБ. Автомобиль этот был тяжелее базового на 100 с лишним кг, развивал среднюю скорость за 160 км/ч и разгонялся до сотни за 16 секунд (против 34 секунд у "ГАЗ-21Л"). Усилителю тормозов в подкапотном отсеке места не нашлось, и тормозная система осталась без изменений. С 1962 по 1970 год было выпущено 603 "ГАЗ-23".

В сентябре 1959 года Хрущев посетил с официальным визитом США. Американские фермеры предложили генсеку накормить весь Советский Союз. "А мы вам будем поставлять автомобили", - ответил Никита Сергеевич шуткой на шутку. Кто-то из свиты понял это буквально - на ГАЗ полетела депеша. Поползли слухи. Но как бы ни хотели "былинники речистые" приписать ГАЗу партию автомобилей для американского рынка, сам ГАЗ от этой чести открещивается - тягаться с "брогемами" и "корветами" никто не собирался.

Разгар хрущевской оттепели. Провалившегося советского разведчика - Баниониса ("Мертвый сезон") ждали за приграничной речкой три черные "Волги" и "Ту-104". Синхронный разворот этих "Волг" на мокром шоссе, самолет "Ту-104", магомаевское "по переулкам бродит лето", Гагарин стали символами 60-х.

1961 год

Когда Гагарин шел по ковровой дорожке докладывать главе партии и правительства, у него развязался шнурок (сохранилась пленка). Того и гляди - наступит. Вот и переживаешь за него, как бы не упал. (Если бы упал - пленка бы не сохранилась). Гагарин благополучно отдал рапорт Хрущеву. В этом году в СССР была проведена денежная реформа. Вознесенский позже напишет "Уберите Ленина с денег!". Цена "Волги" в 1961-м году составляла 5100 рублей.

.

1962 год. "Волга" становится автомобилем 60-х. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. На шоферском сленге она называлась "китовый ус". С облицовкой были интегрированы новые габаритные фонари, заходящие на боковину крыла. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки. На капот больше не устанавливали продольный молдинг и фигурку оленя, который был причиной серьезных травм при наездах на пешеходов, но чаще сам становился жертвой вандализма. Новая эмблема на капоте была позаимствована у "Чайки". С той лишь разницей, что ее хромированный оклад имел два горизонтальных крылышка. Помпезность прошлых лет сменилась на легкость и стремительность. Автомобиль визуально стал восприниматься как совершенно новый. Изменениям подверглась и передняя подвеска - вместо рычажных амортизаторов (победовская схема) стали устанавливать телескопические. Подвеска стала жестче. Тканевая обивка потолка была заменена на моющуюся - из искусственной кожи. Базовая модель получила обозначение "21Л" - именно такую угонит Деточкин у Димы Семицветова.

В том же 1962 году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом "ГАЗ-22" с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе выпускалась "карета скорой помощи" "ГАЗ-22Б". Фургоны не входили в программу завода. Сугубо для внутризаводских нужд, кустарно, в них переделывали универсалы.

1964 год

В октябре Леонид Ильич подсидел Никиту Сергеевича. С тех пор Брежнев больше никогда не ездил на "Волгах".

1965 год

На "Мосфильме" Рязанов снимает "Берегись автомобиля". Вряд ли сейчас нашелся бы актер, способный так красиво украсть автомобиль. И зрители любили Юрия Деточкина, его трофеи и вальс, в такт которому раскачивалась несущаяся по шоссе "Волга" цвета "беж".

Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых. Базовая модель с 75-сильным двигателем получила индекс "21Р", такси - "21Т", универсал - "22В", "скорая" - "22Д". Топ-моделями стали "21УС" и "21С". Цена самой дорогой экспортной модификации "21С" (85 л.с.) равнялась в 1965 году 6455 руб. Автомобиль с двухцветным кузовом стоил аж на 270 руб. дороже.

1967 год

В феврале был изготовлен автомобиль, который мне особенно дорог - это моя машина, экспортной модификации "21УС". Большие круглые часы с надписью в пол-окружности "Сделано в СССР" до сих пор идут точно. Автомобиль особых хлопот не доставляет. С тех пор как он впервые заехал в наш двор, в округе сгнило неимоверное количество машин. А в нем все, кроме карбюратора и электрики, родное. До того как я поставил под капот аккумулятор от "ГАЗ-53", штатный иногда "примерзал" и выручал "кривой стартер" - хорошая разминка для мышц. Переключение передач осуществляется рычагом на рулевой колонке через систему двух параллельных кулис. Усилие на рычаге и его перемещения настолько тщательно рассчитаны, что манипулировать скоростями можно одним указательным пальцем, не отрывая кисть от рулевого колеса. Поскольку в коробке синхронизированы только 2-я и 3-я передачи, чтобы тронуться с 1-й, нужно на мгновенье поднять рычаг с "нейтралки" на 2-ю и тут же перебросить на себя вниз - на 1-ю. Впрочем, порожний автомобиль легко трогается и со 2-й, а его разгонная динамика на первых пятидесяти метрах дает фору многим современным автомобилям. Чтобы перейти со 2-й на 3-ю, нужно просто скинуть рычаг на нейтраль и еще раз - на 3-ю. А если при этом подгадать обороты в коробке, то можно просто играть пальчиком, не выжимая сцепления.

1968 год

Выпущена опытная партия "Волг" второго поколения - "ГАЗ-24". Появилось подозрение, что индексация "Волг" впрямую зависит от номера ближайшего съезда КПСС: "21" - 1956 год, "22" - 1961-й, "24" - 1971-й. Но это простое совпадение. Работа над "24-й" началась еще в 1961-ом году.

Переходной модификации со старым кузовом и агрегатами "ГАЗ-24" не было. С 1965 года "21-я" больше не обновлялась. Последняя "Волга" "ГАЗ-21" сошла с конвейера 15 июля 1970 года. Этот автомобиль модификации "21УС" с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970 год было выпущено 638875 автомобилей "ГАЗ-21" и "ГАЗ-22".

И сегодня, спустя многие годы, когда последняя "21-я" покинула заводской конвейер, всякий околоавтомобильный разговор, что с московским банкиром, что с губернатором, что с питерским митьком в конце концов сводится к одному: "21-я" - исключительно правильная машина". Она пришла в свое время, а покинув конвейер, унесла целую эпоху. Эпоха эта длилась 14лет.

Благодарим за содействие в подготовке материала ведущего конструктора "машины 21" Александра Михайловича Невзорова, отдел общественных связей АО "ГАЗ", музей АО "ГАЗ".

Иван В. Падерин

Отличительные особенности "Волг" 50-х годов:

Если вы увидите такой автомобиль - снимите шляпу, ведь их почти не осталось.

Модификации автомобиля "Волга" с легковым пятиместным четырехдверным кузовом типа седан имели номер 21, модификация автомобиля с универсальным грузо-пассажирским пятидверным кузовом имела номер 22. В 1962 году на ГАЗе начали производство засекреченную модификацию "Волги", получившую номер 23. На ней был установлен V8-двигатель с "Чайки" мощностью 160 л.с., автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля. Эти автомобили использовались только в КГБ. Предположительно в 1964 году индекс "М" в наименованиях моделей был заменен на "ГАЗ".

Модели М-21И, М-21Л, ГАЗ-21Р - автомобили общего назначения, предназначавшиеся для обслуживания учреждений и организаций, а также для индивидуального пользования.

ГАЗ-21У, ГАЗ-21УС - автомобили общего назначения, но с улучшенным оформлением и дополнительным оборудованием. В отличие от базовой модели имели хромированные детали: облицовка радиатора, окантовка ветрового и заднего стекла, поясные молдинги, орнаменты на крыльях, наружное зеркало заднего вида, козырек выхлопной трубы.

М-21А, ГАЗ-21Т - автомобили-такси, оборудованные таксометром, опозновательным фонарем и отдельными для водителя и пассажира передними сидениями. Правое переднее сиденье - складное, в сложенном положении образует ровную площадку, являющуюся дополнительным местом для багажа. Радиоприемник, антенна и прикуриватель на эти автомобили не устанавливались.

М-22, ГАЗ-22В - автомобили общего назначения с универсальным грузо-пассажирским пятидверным кузовом. Они были оборудованы складными сиденьями второго ряда, позволявшими при их складывании увеличить грузовое помещение кузова. Подвеска автомобиля - с повышенной жесткостью рессор и пружин, шины - с большей допустимой нагрузкой.

М-22Б, ГАЗ-22Д - санитарные автомобили для перевозок больного на носилках. Были оборудованы опознавательным фонарем на крыше и дополнительной фарой-искателем на левом крыле.

М-21М, М-21П, М-22М - экспортные модели. Отличались улучшенной отделкой кузова, а также тем, что на них могли быть установлены двигатели повышенной мощности.

М-21П, ГАЗ-21Н, ГАЗ-22Н - экспортные модели с правым расположением рулевого управления. Они предназначались для экспорта в страны с левосторонним движением.